Планирование тренировок и соревнований.

Высшие достижения в спортивном ориентировании возможны только на основе тщательного планирования подготовки спортсмена. План составляется по годам, периодам, этапам подготовки. В первые годы тренировки спортсмен должен особенно тщательно фиксировать свои результаты в дневнике, что позволит ему провести совместно с тренером анализ изменения объема и интенсивности нагрузок в различные периоды, количества стартов, результатов соревнований.
Более глубоко с вопросами периодизации тренировки, развития и становления спортивной формы можно ознакомиться по специальной литературе.
Как должен повышаться объем тренировок по сравнению с предшествующим годом? Обычно для юношей и девушек, начавших заниматься спортом в 15—17 лет, объем повышается на 20—25%. Для спортсменов, пришедших в спорт в более старшем возрасте, можно увеличить объем до 30—40% (в зависимости от тренированности). Распространенная ошибка тренеров и спортсменов - резкое увеличение объема тренировок (иногда до 100%). В итоге вместо предполагаемого скачка в росте результатов наблюдается застой или снижение их. Особенно опасно такое планирование при работе с молодыми спортсменами. Составляя тренировочные программы, надо учитывать анатомо-морфологические показатели и параметры физиологических функций спортсменов. В качестве примера приводим средние показатели сильнейших ориентировщиков и лыжников мира (табл.).

Средние показатели анатомо-морфологических и физиологических функций сильнейших ориентировщиков и лыжников

 

Показатель

Мужчины

Женщины

Рост, см

179±5

164±5

Вес, кг

69±5

50±4

Объем сердца, см?

1100

900±60

Спирометрия, л

6±1.5

5±1

МПК, мл/кг/мин

83±5

75±5

Легочная вентиляция, мл

190±20

160±26

Максимальная сила, %

100

60-65

Как видно из таблицы, средние показатели женщин заметно ниже, чем у мужчин. Поэтому объем тренировочной нагрузки у женщин и юношей должен составлять примерно 65—70% объема мужчин, а у девушек—35—40%.
Сейчас в циклических видах спорта наблюдается «взрыв» спортивных результатов на женских дистанциях. Уже в возрасте 15—19 лет спортсменки в состоянии штурмовать высшие достижения не только в плавании, в легкой атлетике, конькобежном и лыжном спорте, но и в спортивном ориентировании. На чемпионате мира 1974 г. серебряную медаль завоевала 19-летняя шведка К. Кульман, за год до этого выигравшая почти все крупные соревнования (шведскую и швейцарскую пятидневки, трехдневные состязания в Англии). Третьим призером первенства мира 1974 г. была 18-летняя ориентировщица из Финляндии О. Боргенстром. В нашей стране успешно выступают с «юниорского» возраста И. Гипсле, Т.-М. Пярник, Г. Венере, И. Табака, А. Зукуле, О. Мухина. Это дает основание планировать достижение спортсменками высших результатов не в возрасте 22—25 лет, а гораздо раньше.
Основа успеха молодых — многолетние напряженные тренировки и эффективное управление развитием спортивной формы. Однако не следует бросаться из одной крайности в другую. Перед началом сезона надо взвесить свои возможности, наметить главные соревнования, составить план подготовки и стараться выдержать его до конца.
На рисунке показан пример годичного планирования тренировки с учетом соревнований для мастеров спорта мужчин. Предусматривается постепенное увеличение объема беговых тренировок в течение 3 недель и значительное сокращение на 4-й. Но все равно объем этой недели выше, чем в начале предыдущего месяца. В течение такого месячного цикла происходит попеременное воздействие процессов

Диаграмма

утомления и восстановления, оказывающих влияние на мышечный аппарат, связки, суставы. Во время 4-й недели спортсмен имеет возможность полнее удовлетворить личные интересы. Кино, театры, лекции - необходимая часть тренировочного процесса, снижающая психологическую усталость.
Годовое планирование преследует в основном две задачи: повышение уровня общей и специальной работоспособности по сравнению с предшествующим годом; достижение наилучшей спортивной формы к наиболее ответственным соревнованиям сезона.
Для решения этих задач тренировочный процесс разбивают на периоды (подготовительный, соревновательный, переходный), подбирают средства и методы тренировок, определяют объем и интенсивность занятий.

 

© Б. И. Огородников, А. Н. Кирчо, Л. А. Крохин

 

Hosted by uCoz