Планирование тренировок и соревнований. |
Высшие достижения в спортивном ориентировании
возможны только на основе тщательного планирования подготовки спортсмена. План
составляется по годам, периодам, этапам подготовки. В первые годы тренировки
спортсмен должен особенно тщательно фиксировать свои результаты в дневнике, что
позволит ему провести совместно с тренером анализ изменения объема и
интенсивности нагрузок в различные периоды, количества стартов, результатов соревнований.
Более глубоко с вопросами периодизации
тренировки, развития и становления спортивной формы можно ознакомиться по
специальной литературе.
Как должен повышаться объем тренировок по
сравнению с предшествующим годом? Обычно для юношей и девушек, начавших
заниматься спортом в 15—17 лет, объем повышается на 20—25%. Для спортсменов,
пришедших в спорт в более старшем возрасте, можно увеличить объем до 30—40% (в
зависимости от тренированности). Распространенная ошибка тренеров и спортсменов
- резкое увеличение объема тренировок (иногда до 100%). В итоге вместо
предполагаемого скачка в росте результатов наблюдается застой или снижение их.
Особенно опасно такое планирование при работе с молодыми спортсменами.
Составляя тренировочные программы, надо учитывать анатомо-морфологические
показатели и параметры физиологических функций спортсменов. В качестве примера
приводим средние показатели сильнейших ориентировщиков и лыжников мира (табл.).
Средние показатели
анатомо-морфологических и физиологических функций сильнейших ориентировщиков
и лыжников |
Показатель |
Мужчины |
Женщины |
Рост, см |
179±5 |
164±5 |
Вес, кг |
69±5 |
50±4 |
Объем сердца, см? |
1100 |
900±60 |
Спирометрия, л |
6±1.5 |
5±1 |
МПК, мл/кг/мин |
83±5 |
75±5 |
Легочная вентиляция, мл |
190±20 |
160±26 |
Максимальная сила, % |
100 |
60-65 |
Как видно из таблицы, средние показатели
женщин заметно ниже, чем у мужчин. Поэтому объем тренировочной нагрузки у
женщин и юношей должен составлять примерно 65—70% объема мужчин, а у
девушек—35—40%.
Сейчас в циклических видах спорта наблюдается «взрыв» спортивных результатов на
женских дистанциях. Уже в возрасте 15—19 лет спортсменки в состоянии штурмовать
высшие достижения не только в плавании, в легкой атлетике, конькобежном и
лыжном спорте, но и в спортивном ориентировании. На чемпионате мира 1974 г.
серебряную медаль завоевала 19-летняя шведка К. Кульман, за год до этого
выигравшая почти все крупные соревнования (шведскую и швейцарскую пятидневки,
трехдневные состязания в Англии). Третьим призером первенства мира 1974 г. была
18-летняя ориентировщица из Финляндии О. Боргенстром. В нашей стране успешно
выступают с «юниорского» возраста И. Гипсле, Т.-М. Пярник, Г. Венере, И.
Табака, А. Зукуле, О. Мухина. Это дает основание планировать достижение
спортсменками высших результатов не в возрасте 22—25 лет, а гораздо раньше.
Основа успеха молодых — многолетние напряженные тренировки и эффективное
управление развитием спортивной формы. Однако не следует бросаться из одной
крайности в другую. Перед началом сезона надо взвесить свои возможности,
наметить главные соревнования, составить план подготовки и стараться выдержать
его до конца.
На рисунке показан пример годичного планирования тренировки с учетом
соревнований для мастеров спорта мужчин. Предусматривается постепенное
увеличение объема беговых тренировок в течение 3 недель и значительное
сокращение на 4-й. Но все равно объем этой недели выше, чем в начале
предыдущего месяца. В течение такого месячного цикла происходит попеременное
воздействие процессов
утомления и восстановления, оказывающих
влияние на мышечный аппарат, связки, суставы. Во время 4-й недели спортсмен
имеет возможность полнее удовлетворить личные интересы. Кино, театры, лекции -
необходимая часть тренировочного процесса, снижающая психологическую усталость.
Годовое планирование преследует в основном две задачи: повышение уровня общей и
специальной работоспособности по сравнению с предшествующим годом; достижение
наилучшей спортивной формы к наиболее ответственным соревнованиям сезона.
Для решения этих задач тренировочный процесс разбивают на периоды
(подготовительный, соревновательный, переходный), подбирают средства и методы
тренировок, определяют объем и интенсивность занятий.
|
© Б. И.
Огородников, А. Н. Кирчо, Л. А. Крохин |